Компенсация за холод. Объединение советов домов Удмуртской Республики консультирует граждан, разъясняя им, как поступить в той или иной ситуации.

1Что такое некачественная услуга? Как ее зафиксировать? Как добиться перерасчета и возмещения ущерба в ситуации с некачественным теплоснабжением? На эти и другие вопросы отвечают Александр Евсеев – председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» и Тимур Ахметвалеев – заместитель председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», руководитель лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в Удмуртской Республике.

В квартире холодно или вообще отсутствует отопление. Когда услуга по отоплению считается некачественной?

Требования к качеству коммунальных услуг устанавливаются Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». К услуге «отопление» применяются 3 критерия качества.

Во-первых, это бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. При этом считается допустимым отключение отопления на не более чем 24 часа в месяц суммарно, не более 16 часов единовременно – при температуре не ниже +12°C, не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C и не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C. В случае, если эти требования нарушаются, допустим, отопление отсутствует более 24 часов в месяц, то за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва размер платы за отопление снижается на 0,15 процента.

Пример: В декабре в квартире полностью отсутствовало отопление в течение 10 суток (240 часов), но 24 часа – это допустимая продолжительность перерыва. Таким образом, для целей перерасчета необходимо из 240 часов вычесть 24. Так получается 216 часов, за которые необходимо произвести перерасчет. Ежемесячный размер платы за отопление в этой квартире 1000 рублей. Размер перерасчета составит 0,0015х216х1000=324 руб.

Во-вторых, обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях. В Удмуртской Республике не допускается снижение температуры воздуха в квартире ниже 20°C, а в угловых комнатах ниже 22°C. При этом в ночное время (от 0.00 до 5.00 часов) допустимо снижение температуры воздуха в помещении в пределах 3°C. В дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) температура воздуха должна соответствовать нормативной температуре, допустимых отклонений нет.

Уменьшение размера платы рассчитывается за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении и на каждый градус отклонения, размер платы за отопление уменьшается на 0,15 процента. Важно: данные параметры не учитываются при перерыве в подаче отопления с момента начала такого перерыва.

Пример: В квартире в течение 15 суток (360 часов) температура составляла 17 градусов вместо 20, то есть 3 градуса. Такое отклонение в ночное время допустимо. Продолжительность ночного времени в этом периоде 5x15=75 часов. Для целей перерасчета берем 285 часов (360-75). Ежемесячный размер платы за отопление 1000 рублей. Размер перерасчета составит 285х3х1000х0,0015х(285/744)=491,27 рублей.

Снижение размера платы не может быть больше, чем плата за месяц по квартире.

В-третьих, давление во внутридомовой системе отопления. С чугунными радиаторами – не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами – не более 1 МПа (10 кгс/кв. см); с любыми отопительными приборами – не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем. Отклонение от нормативных давления недопустимо.

Как зафиксировать факт предоставления некачественной услуги?

Следует иметь в виду, что снижение размера платы будет производиться только при условии, что факт предоставления некачественной услуги документально подтвержден.

Способы фиксации нарушений

  1. Нарушение признается исполнителем коммунальной услуги на основании сообщения потребителя, – если исполнителю известны причины такого нарушения. Как правило, еще до того как начали поступать жалобы, исполнитель уже знает о проблеме, например, о том, что в доме отсутствует отопление и/или горячее водоснабжение.
  2. Нарушение зафиксировано в акте проверки качества коммунальных услуг, составленном по результатам проверки и экспертизы качества (при необходимости), — если исполнителю не известны причины ухудшения качества предоставляемой им услуг. Чтобы составить акт, необходимо вызвать исполнителя коммунальной услуги – управляющую компанию, ТСЖ или поставщика ресурсов. Составить акт требуется обязательно в случаях ненормативной температуры воздуха в квартире, ненормативной температуры горячего водоснабжения. В акте указываются фамилии участников комиссии, температура воздуха в разных комнатах в квартире,  возможные причины проблемы. Акт составляется по количеству заинтересованных лиц.

3) Нарушение  зафиксировано в акте проверки качества коммунальных услуг, составленном потребителем в отсутствие исполнителя, — если исполнитель не провел проверку по факту нарушения качества коммунальных услуг, а также если нет возможности уведомить его об этом (например, в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы). Если потребитель направил уведомление о составлении акта, но в течение 2 часов после этого (или в указанное в акте время) представитель исполнителя услуги не явился, потребитель может самостоятельно составить акт. В нем также должны быть указаны выявленные нарушения и возможные причины. При этом акт должен быть подписан не менее чем двумя другими потребителями, а также председателем совета многоквартирного дома либо председателем ТСЖ /кооператива.

4) Нарушение  зафиксировано общедомовым или индивидуальными приборами учета, — если указанные приборы учета способны сохранять зафиксированные сведения. Фиксация общедомовым прибором учета возможна в отношении нормативного давления по отоплению, температуры горячей воды. Если на входе температура ниже нормы, то ясно, что такие же показатели будут и во всем доме.

К кому нужно обращаться, если отсутствует отопление или бежит холодная вода?

В первую очередь жителю необходимо обратиться к исполнителю коммунальных услуг. В тех случаях, когда у управляющей компании есть договор на поставку ресурсов с ресурсоснабжающей  организацией, именно управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг и отвечает за их качество. Если же такого договора нет, то обращаться нужно в ресурсоснабжающую организацию. Зачастую жителю бывает трудно определить, кто исполнитель коммунальных услуг, поэтому рекомендуем обращаться в диспетчерские службы и управляющей компании/ТСЖ, и в ресурсоснабжающую компанию. Найти эти службы, можно взглянув на платежку – там должны быть наименование и реквизиты организации, кто оказывает коммунальную услугу. Если звоните по телефону, нужно уточнить фамилию, имя и отчество диспетчера, который принял вашу заявку и ее номер, и записать себе эту информацию, в дальнейшем она очень пригодится.

Квартире причинен ущерб в результате действий третьих лиц. Что делать?

Что делать, если вашу квартиру затопило, вздулся пол, намокли стены,  или квартире причинен ущерб каким-то другим образом? Как поступить, советуют специалисты Объединения советов домов Удмуртской Республики.

В Общественную организацию потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» постоянно поступают обращения с просьбой пояснить, что делать, если квартире собственника, в силу различных обстоятельств, был причинен ущерб. Чаще всего такие ситуации возникают вследствие затопления квартиры в результате протечки крыши многоквартирного дома или нарушения целостности инженерных систем. Как потребителям поступать в таких случаях и кто ответствен за возмещение ущерба?

Прежде всего, следует вызвать представителя управляющей организации или ТСЖ и составить акт, в котором указать на факт и причину причинения вреда имуществу собственника (например, «срыв крана в квартире № __, расположенной этажом выше», или «свищ на стояке холодного водоснабжения» и т.д.). Обратиться в УК можно по телефону, но надежнее подать письменное заявление с просьбой о выходе специалиста. На втором экземпляре заявления нужно поставить отметку о принятии.

В том же самом или в отдельном акте необходимо отразить причиненные повреждения (например, «проведен осмотр квартиры №____, размещенной на ___ этаже многоквартирного дома, выявлено следующее: кухня, площадь ___ кв.м., наблюдается отслоение керамической плитки, деформация линолеума» и т.д.). Для надежности в состав комиссии можно попросить войти двоих соседей, чьи квартиры не пострадали от затопления, – они будут считаться незаинтересованными лицами.

Очень важно успеть составить акт именно в момент причинения вреда, например, в момент, когда вода  проникает в квартиру, или пока сохраняется сырость. Поэтому, если представители управляющей организации или ТСЖ предлагают повременить с составлением акта, поясняя, что позже можно увидеть больший объем повреждений, не стоит идти у них на поводу. Если вы уведомили указанные организации, но их сотрудники прийти к вам не спешат, тогда можете составить акт самостоятельно, в присутствии председателя совета дома и нескольких незаинтересованных лиц.

Затем нужно вызвать представителя оценочной организации, чтобы он произвел действия по определению размера причиненного ущерба. Услуги оценщика платные, но впоследствии эта сумма может быть взыскана с причинителя вреда.

Также следует предъявить требования к лицу, ответственному за причинение вреда. На данный момент у вас уже есть на руках необходимые акты, фиксирующие факт и обстоятельства причинения вреда, а также заключение (отчет) об оценке стоимости восстановительного ремонта. (Кто и в каком случае отвечает за причиненный ущерб, указано ниже).

С начала отопительного сезона значительно увеличилось количество жалоб на затекание горячей воды с порывов теплотрасс в подвал и, как следствие, повреждение отделки квартир, расположенных на первых этажах. В комнатах от воздействия пара начинают отходить обои, деформируется напольное покрытие и т.п. Люди спрашивают, как им поступать в таких ситуациях. Алгоритм действия тот же самый, что описан выше, но для составления акта, наряду с УК, лучше дополнительно привлечь представителей организации, обслуживающей сети. Кроме того, в этом случае последствия весьма серьезны, поэтому для составления акта также можно обратиться в Управление ЖКХ Администрации города или района, в Ижевске оно находится по адресу: Ижевск, ул. Удмуртская, д.245.

Если в акте не отражены существенные сведения или акт составлен несвоевременно, это не лишает владельца квартиры права требовать возмещения причиненного ущерба, но при попытке взыскать стоимость восстановительного ремонта через суд, возможно, придется собирать дополнительные доказательства (свидетельские показания, заключение экспертизы и т.п.).

Границы зон ответственности

За содержание общего имущества, согласно ст. 161 ЖК РФ, являются ответственнымиУК или ТСЖ. в состав общего имущества входят: крыша, стены, инженерные системыводоснабжения и водоотведения, расположенные в границах многоквартирного дома до первого отсекающего вентиля на ответвлении от стояка в квартирах.

Собственник квартиры  отвечает за часть инженерной системы, находящуюся у него в квартире и начинающуюся с первого отсекающего вентиля, расположенного на ответвлении от «стояка» и далее.

Организация, осуществляющая содержание транзитных сетей, как и следует из ее названия, отвечает за надлежащее содержание транзитных трубопроводов, даже если они проходят через многоквартирный дом.

Объединение советов домов УР помогает потребителям услуг ЖКХ обратиться за защитой их прав в суд, в том числе за возмещением причиненного ущерба. Справки – по телефону 8 (3412) 97-07-93 и 8 (3412) 47-99-47.