Двусторонняя перезагрузка ЖКХ: квалифицированные работники — просвещенные жители

AJ1A0886Жилищно-коммунальное хозяйство, как и любая отрасль, нуждается в квалифицированных кадрах, соответствующим всем вызовам времени. И именно к этому сегодня стремятся сообща представители работодателей, профсоюзов и государственных органов власти, поскольку от этого зависит качество оказываемых гражданам услуг. С другой стороны, все стороны также заинтересованы в потребителях, которые знают в равной степени как свои права, так и обязанности, которые смогут себя защитить, но и ответственно подойти к тому, что требуется с их стороны. Такое просвещение и обучение каждого участника рынка поможет получить качественное развитие ЖКХ, когда все стороны будут удовлетворены результатами, а конфликты научатся решать с помощью диалога. Шаги к такому процессу активно предпринимаются, хотя пока они не такие большие как хотелось бы. Какие результаты уже достигнуты, а что ещё предстоит сделать, обсуждали на форуме «Кадровая перезагрузка в сфере ЖКХ: просвещение, обучение, независимая оценка», организованном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве (СПК ЖКХ), федеральным партийным проектом «Школа грамотного потребителя» (ФПП «ШГП») и Комиссией Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами в лице первого зама руководителя Комиссии Артёма Кирьянова. Мероприятие объединило более 100 общественников и экспертов отрасли.

«Сфера ЖКХ работает круглосуточно в режиме 24 часа 7 дней в неделю 356 дней в году, и она должна иметь профессиональные кадры для предоставления своих услуг, которые связаны не только с обеспечением работоспособности инженерных коммуникаций, но и с важным пластом управленческих задач, направленных на выстраивание эффективных взаимоотношений собственниками и потребителями коммунальных услуг», — подчеркнул председатель СПК ЖКХ, координатор ФПП «ШГП» Александр Козлов.

«Должны ли собственники и потребители услуг обладать профессиональными знаниями в жилищно-коммунальной сфере? Очевидно, что, покупая хлеб или отдавая в ремонт автомобиль потребитель не обязан быть профессионалом в данных отраслях. И, наверное, это правильно. Система подготовки кадров должна обеспечивать необходимый уровень образования, а система оценки квалификаций не должна пропустить на ответственные посты неподготовленных специалистов. Но, пока мы находимся на пути внедрения такой системы для нас важен контроль и обратная связь со стороны потребителей. Важно не упустить тревожные сигналы, которые идут со стороны сравнительно мало защищенного собственника и потребителя в условиях, когда профессиональные организации в коммунальной сфере обладают штатом подготовленных опытных юристов», — отметил он.

Федеральный координатор напомнил, что для обеспечения такой важной работы как просвещение потребителей по решению партии «Единая Россия» в 2014 году был принят к реализации партийный проект «Школа грамотного потребителя», который реализуется в 85 регионах Российской Федерации.

«Проектом уже не первый год выпускается «Азбука для потребителей услуг ЖКХ». Вместе с Ассоциацией операторов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» выпущена одна из первых детских книг о мусоре – «Дорога в Чистую Страну», — рассказала А. Козлов. «За период с 2014 по 2018 года Координаторами «ШГП» в регионах проведено более 20 000 информационно-просветительских лекций и семинаров по самым актуальным вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в которых приняли участие более 1 000 000 жителей», — добавил он.

Кроме того, «Школа грамотного потребителя» запустила для жителей обучающий курс «Старший по дому онлайн», а также регулярно проводит всероссийские акции, такие как «Международный день соседей», «Светлый подъезд», «День открытых дверей управляющих организаций», которые уже стали традиционными.

Представители регионов подробно поделились опытом друг с другом и инициативами, которые они реализуют. И хотя все участвуют в одних и тех же просветительских акциях, проводят похожие мониторинги, связанные с взносом на капитальный ремонт, подготовкой к отопительному сезону, контролю за работами управляющих компаний и многие другие, тем не менее каждый делает это по-своему и использует свои особенные инструменты. Например, в Кемеровской области есть специальная ТВ-программа, посвященная ЖКХ и даже специальные выпуски для молодых пар по тому, как обустраивать дом, чтобы и сэкономить, и главное сохранить мир в семье, чтобы не разругаться из-за жилищно-коммунального быта. Об этом рассказал координатор проекта на Кузбасской земле, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин.

А в Новгородской области общественники на протяжении нескольких лет создавали рейтинг худших управляющих компаний – «ХУК» – и это позволило изменить отношение представителей данных организаций к жителям. Теперь, чтобы не попасть в «ХУК», представители компаний предпочитают идти на контакт с собственниками и решать вопросы в диалоговом ключе. (Подробнее все выступления будут выложены в социальных сетях проекта)

На форуме также выступили парламентарии — член Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Илья Осипов, член Комитета Государственной Думы по энергетике Борис Гладких, которые рассказали общественникам из регионов обо всех законодательных инициативах, которые ожидаются в ЖКХ и смежных с нею сферах. Илья Осипов в своём выступлении сделал акцент на механизмах переселения граждан из аварийного жилья, программе реновации для городов России, а Борис Гладких уделил внимание вопросам оприборивания домов и квартир счётчиками на ресурсы, энергоэффективности и др. (Отметим, что Борис Гладких также является координатором проекта «Школа грамотного потребителя» в Хабаровском крае, который он представляет и в Госдуме)

Заместитель руководителя департамента ЖКХ Минстроя России Ольга Олейникова вновь вернулась к кадровой проблеме в жилищно-коммунальном хозяйстве. Она отметила, что ведомство выделило три основных направления, которые позволят изменить ситуацию в сфере: это развитие качественного высшего образования, касающегося отрасли, независимой оценки квалификаций и внедрения стандартов мирового движения «Ворлд Скиллс». Уже ряд колледжей в стране проводят экзамены по таким стандартам.

Председатель Наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Председатель Общественного совета федерального партийного проекта «Школа грамотного потребителя» Сергей Степашин поднял вопросы как кадровой обеспеченности отрасли, так и вопросы просвещения граждан, изменения их менталитета — развитию ответственного подхода в управлении своими многоквартирными домами, а не «считать, что кто-то придёт и когда надо отремонтирует».

Сергей Степашин рассказал об основных направлениях работы Фонда ЖКХ. Напомним, что недавно работу Фонда продлили до 2026 года. Помимо переселения граждан из аварийного жилья структура займётся контролем за капитальным ремонтом.

Он призвал коллег активно подключиться к общественному контролю за переселением людей из аварийного жилья и капремонтом.

«Чтобы вы смотрели за качеством жилья, за реализацией энергоэффективности зданий. 300 млрд рублей в год мы теряем за счёт неправильных сетей и эксплуатации энергетики», — заявил С.Степашин.

Он поблагодарил коллег за «Азбуку для потребителей услуг ЖКХ 2.0»

«Азбука замечательная. Я своей внучке показал. Она уже сама начинает меня учить», — рассказал Сергей Вадимович.

В заключение он отметил, что дома могут быть построены отличные, но нужно, чтобы их и эксплуатировали правильно – для этого необходимы профессионалы, которые будут не просто востребованы, но им «будут благодарны и они будет оплачиваться высоко». К этому надо стремиться, подчеркнул Степашин.

Также Форум навестил один из инициаторов проекта, первый координатор федерального масштаба Александр Сидякин, который недавно стал руководителем Администрации Главы Республики Башкортостан.  Он тепло поблагодарил коллег за сотрудничество и пригласил посетить Башкирию.

По итогам обсуждения до конца года координаторы сформируют план «ШГП» на 2019 год.