КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

1Как и для чего быть полноправным собственником своего дома, рассказали во время регионального Форума активистов партийного проекта «Единой России» «Школа грамотного потребителя».

По статистике, до семидесяти процентов всех обращений к депутатам или в органы власти касаются сферы жилищно-коммунального хозяйства. Реформы, изменения законодательства, права и обязанности участников этого рынка всегда вызывают живой интерес.

И, порой, вопросов у людей гораздо больше, чем ответов. Этот пробел восполнила «Школа грамотного потребителя», на уроках которой люди получают нужные знания в области ЖКХ и узнают, как стать полноправным хозяином своего дома.

Что такое «ШГП»?

Авторство социально значимого проекта, который сегодня реализуется по всей стране, принадлежит партии «Единая Россия». Югра и, в частности, Нижневартовск, стали одними из первых территорий, где заработала «ШГП».

О наработанном опыте, проблемах и путях их решения нижневартовцы поделились с коллегами из других окружных муниципалитетов во время форума активистов. Всего на этой встречи побывало более 150 человек. В их числе — члены общественного совета федерального партийного проекта «ШГП» и фракции «Единая Россия», представляющие интересы партии в областной, окружной и городской думах. Кроме того, на встрече побывали  представители исполнительной власти Югры, органов местного самоуправления, члены Молодежного парламента, «Молодой Гвардии» Единой России»  и делегации из 11 городов автономии.

Открывая форум, депутат окружного парламента, региональный координатор проекта Сергей Великий отметил, что реализация программы рассчитана на пять лет и пройдет в три этапа.

— Свою работу школа начала в 2014 году. Тогда, в первую очередь, все силы были направлены на информирование населения о ее работе, на продвижение проекта. Не секрет, что разъяснительная работа имеет большое значение, поскольку собственники сегодня мало знают о своих правах и возможностях, а в рамках школы мы как раз и рассказываем об этом. Теперь о существовании ШГП знают многие. Так, например, в Нижневартовске постепенно формируется отряд активных людей, которые приобщаются к  работе. На следующем этапе планируется создать по всему округу обучающие центры для тех граждан,  кому предстоит непосредственное сотрудничество с управляющими компаниями или работа в советах многоквартирных домов. Мы считаем, что просвещенность в вопросах ЖКХ поможет снять многие злободневные проблемы и научить собственников быть грамотными потребителями услуг ЖКХ, а значит, напрямую влиять на жизнь своего дома и те процессы, которые не устраивают их в этой сфере, — резюмирует Сергей Великий.

 Чей дом, тому и решать

 Отметим, что к деятельности «ШГП» все активнее привлекают школьников и молодежь. Как считают кураторы проекта, одна из задач школы – воспитать новое поколение собственников. И первые плоды этой работы уже есть.

— Отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства строятся на рыночных принципах, — проявляет свою осведомленность член Молодёжного парламента при Думе Югры Иван Вороненко. — А потому собственники должны научиться быть грамотными потребителями услуг для своего дома и, самое главное, уметь контролировать качество их предоставления.

— Старшее поколение – это те, кто жил в Советском Союзе в государственных квартирах. Тогда за нас принимали решения, — говорит председатель Думы Радужного Григорий Борщев. – Теперь другое время, и настала пора стать настоящими хозяевами, которые имеют свои права, но при этом и несут обязательства за свое имущество. К примеру, владелец частного дома не идет в администрацию с жалобой на протекающую крышу. Захочет – починит, не захочет – отложит ремонт. Такое же понимание и отношение необходимо сформировать и у владельцев квартир МКД  к своему жилью. Это — ваше, а значит,  и решать. И, конечно, с ранних лет нужно учить по-хорошему хозяйскому отношению к жилью подрастающее поколение. Школа грамотного потребителя и данный форум – еще одна возможность добиться этой цели.

Сидя на диване, вопрос не решить

В рамках форума было заявлено несколько особенно актуальных тем для обсуждения, начиная от процесса создания советов МКД и заканчивая их ролью в улучшении качества работы ЖКХ.

По некоторым данным, в Югре сегодня всего десять процентов советов МКД от числа всего жилищного фонда. При этом особых трудностей в их создании нет, отметила член одного из совета МКД города Нижневартовска Ольга Елина. Люди просто не хотят лишней суеты. А жить в комфорте – хотят.

— И как собственник, и как руководитель, одной из городских УК я точно знаю, что создать совет не составляет труда. Другое дело, насколько в дальнейшем будет эффективна его работа, активны его члены. По собственному опыту скажу: если у собственников возникает какая-то общая проблема, жители дома не игнорируют приглашения для ее совместного устранения. Но как только проблема исчерпана, люди снова становятся инертными.

Словом, специалист выделила общую для многих городов беду: люди просто не хотят участвовать в жизни своего дома. И только положительный пример может сдвинуть их с места. К примеру, во время Марафона благоустройства в пятом микрорайоне два дома отказались принять в нем участие, хотя, львиную долю средств на эти цели выделил город — 95 процентов от общей суммы. Собственнику оставалось добавить сущие копейки, чтобы микрорайон преобразился. И он действительно за короткий срок похорошел. И только тогда жители поняли, что результат напрямую зависит от желания и активности собственника. Сидя на диване и рассуждая о том, как все плохо, проблемы не решить, уверены активисты ШГП.

Ваше слово – решающее

 Нужно напомнить, что советы МКД появились в стране более шести лет назад, когда в Жилищном Кодексе появилась соответствующая статья. Был ли в этом смысл и толк? Об этом рассказал во время форума директор нижневартовской управляющей компании № 2 Дмитрий Дадеркин:

— У нас в обслуживании  368 многоквартирных домов, и практически в каждом доме созданы советы. Правда, реально реализуют свои полномочия не все, — рассказал Дмитрий Николаевич. — Однако те, кто работает, уже добились определенных результатов. При участии активистов наша УК успешно провела голосование и перешла на новый принцип формирования тарифов. Учитывая, что средства, поступающие на расчетный счет в качестве оплаты за текущий ремонт (в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского учета) в конце года ложатся на результаты хозяйственной деятельности, наша компания воспользовалась правом, предоставленным Налоговым кодексом. Теперь средства, оплачиваемые собственниками за текущий ремонт, направляются на формирование резерва для проведения текущего ремонта общего имущества МКД.  Эта мера позволила сохранить средства за многоквартирным домом и не облагать их налогом на прибыль.

Вот такой способ избрали собственники, чтобы сэкономить свои рубли.

Кроме того, учитывая, что МКД требуют периодически проведения ремонта и обслуживания конструктивных элементов зданий, инженерного оборудования, УК предложила собственникам включить в состав резерва и затраты на текущий ремонт оборудования. В итоге это позволило собственникам осуществлять контроль за работами, ведь списание средств, с резерва на текущий ремонт происходит только после того, как председатель МКД или члены совета МКД подтвердят исполнение работ.

Не менее значимым мероприятием в уходящем году стала реализация программы «Марафон благоустройства», считают во второй управляющей. За короткий срок были отремонтированы внутриквартальные проезды, тротуары, парковочные территории, контейнерные площадки, заменены ограждения и малые архитектурные формы.

— Реализация такого масштабного проекта смогла состояться благодаря  совместной работе органов местного самоуправления, управляющей компании и, безусловно, советов МКД, — подчеркнул Дмитрий Дадеркин.

— Потому, для нас советы МКД — одни из главных помощников. Нужны они и самим собственникам, потому что это дает возможность дополнительного контроля и отстаивания своих интересов сообща.

 На контроле у людей

Затронули во время форума и такую важную тему, как общественный контроль ЖКХ. По данным члена Регионального общественного совета партийного проекта «ШГП» в Югре Олега Шияна, эта работа в округе ведется, прежде всего, для обеспечения наших прав и законных интересов:

— Если говорить об общественных советах по вопросам ЖКХ в муниципалитетах, то они полноправно участвуют в работе многих комиссий. Это и контроль за работами по капитальному ремонту, и проверка детских площадок, и определение очередности сноса непригодного для проживания жилищного фонда, а также контроль за подготовкой объектов ЖКХ и социального назначения к эксплуатации в осенне-зимний период. Принимают общественники участие и в  проверках, проводимых службой жилищного и строительного надзора Югры и органами муниципального жилищного контроля.  С участием населения проведены  мониторинги  фактического роста платы за услуги ЖКХ. Все это – замечательно. Но, если по мониторингу и участию в комиссиях  вопросов не возникает, то  по  ряду мероприятий, которые являются общественной проверкой, они есть. И не только к Общественным советам, но и некоммерческим организациям, включая общероссийский народный фронт.  К примеру, в соответствии с правилами решение о проведении общественного жилищного контроля должно публиковаться  в сети Интернет,  а с 1 июля еще и в ГИС ЖКХ.

Однако, как отметил специалист, на данном этапе это мало кто делает. А на сайте ГИС ЖКХ необходимой информации нет. Как полагает Олег Шиян, здесь  необходимо оказать помощь именно тем, кого контролируют советы. Общественники планируют отработать этот вопрос. Кроме того, в перспективе еще один важный этап работы — дальнейшего развития системы общественного  контроля в сфере ЖКХ с привлечением общественных  жилищных  инспекторов.  В  ряде  других субъектов такая система уже работает. Нужны они и в Югре.

— Меня волнует много вопросов, касающихся ЖКХ, поэтому я и состою в Совете своего дома, по адресу: улица Героев Самотлора, 20, — говорит Галина Чайка. – Многие проблемы нам помогает решать наша управляющая компания, и подобные встречи дают толчок  для развития. Появляется возможность задать вопросы компетентным людям и получить от них грамотный ответ. Школа потребителя – отличный и важный проект.

Обсудили во время форума и такие темы, как капитальный ремонт, проблемы взаимодействия с Фондом капремонта, способы накопления и его оплаты. Поговорили о формах работы с должниками за услуги ЖКХ и сошлись во мнении, что здесь требуются новые законодательные инициативы.

По словам участницы форума, депутата думы города Пыть-Яха Екатерины Хиловой, город активно принимает участие в партийном проекте, но пример Нижневартовска впечатлил.

— Сегодняшняя встреча – это тоже своего рода школа для нас, мы почерпнули много полезной информации, и обязательно будем следовать примеру, — заключает представитель соседнего города.

Добавим, что по итогам форума звучали не только доклады и мнения. Дискуссии и даже споры также нашли свое отражение в резолюции. Учтены предложения, намечены планы дальнейшей работы.

Основная задача, как и прежде — создание у активной части населения высокой мотивации к обучению и практическому применению знаний. Повышение потребительской грамотности собственников жилья и постепенное создание в округе института домового самоуправления на постоянной основе также в приоритете у организаторов и активистов ШГП.

По итогам форума активисты получили благодарственные письма от двух региональных координаторов проекта – депутата Думы ХМАО-Югры Сергея Великого и главы г. Нижневартовска Василия Тихонова.