Снег во дворах и другие «горячие» вопросы

ОБщественный совет ГЖИ УРКто контролирует уборку снега во дворах? Должны ли провайдеры оплачивать аренду общего имущества в многоквартирных домах? Обязаны ли председатели советов домов делать взносы в Пенсионный фонд? Каков перечень работ и услуг по содержанию многоквартирного дома? Эти и другие вопросы, с которыми обратились жители, УК, ТСЖ и общественники, стали предметом обсуждения на заседании Общественного совета Госжилинспекции УР 25 марта 2016 года.

На заседании Общественного совета Госжилинспекции УР, которое состоялось 25 марта 2016 года под председательством Тимура Ахметвалеева, руководителя лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в Удмуртской Республике, были рассмотрены вопросы, с которыми обратились собственники помещений в многоквартирных домах, управляющие организации, товарищества собственников жилья и общественники.

Кто должен контролировать уборку снега во дворах?

Руководитель регионального отделения одной из партий обратился в Минстрой России с претензией на то, что Госжилинспекция УР уделяет недостаточно внимания тому, как ведется очистка дворов от снега. Адреса домов, где допущены нарушения, в нем не были указаны.

Во время обсуждения этого вопроса заявителю, во-первых, было сообщено, что, в соответствии с Законом УР от 10 июня 2014 г. №40-РЗ, контроль за соблюдением требований по уборке снега на общедомовых земельных участках осуществляют муниципальные жилищные инспектора в рамках полномочий по надзору за содержанием общего имущества. Для принятия инспекторами мер реагирования необходимо сообщить о факте нарушения в администрацию муниципального образования.

Во-вторых, следует принять во внимание, что периодичность работ по уборке снега согласовывается управляющими организациями с собственниками каждого дома. И в некоторых домах жители, желая сэкономить средства, заказывают 2-3 уборки в зимний период, чего бывает явно недостаточно, но претензий к управляющей организации у муниципального контроля это не вызывает, так как выполняются законные поручения собственников. Если требуется, в договор можно внести услугу по вывозу снега. Аналогично вопросы решаются в ТСЖ, когда определяются количественные и стоимостные характеристики по уборке снега в зимний период.

В-третьих, препятствием наведению порядка с очисткой дворов от снега становится еще и то, что границы большинства общедомовых земельных участков не вынесены в натуре, хотя они есть в кадастровом паспорте дома. Поэтому в некоторых домах до сих пор нет ясности, какие земельные участки чистит от снега муниципалитет, а какие — управляющая компания или ТСЖ.

Подводя итоги по этому вопросу, Общественный совет поручил ГЖИ УР рекомендовать муниципальным инспекторам включать в плановые проверки, которые формируются на будущий год, УК и ТСЖ, в отношении которых в этот зимний период было больше всего нареканий по очистке придомовых территорий от снега.

Должны ли провайдеры оплачивать аренду общего имущества в многоквартирных домах?

В последнее время участились конфликты по поводу размещения телекоммуникационного оборудования в многоквартирных домах. Некоторые провайдеры перестали платить за использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и начали расторгать договоры с управляющими организациями.

Участники Общественного совета по ЖКХ выработали следующую позицию по этому вопросу. В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников вправе определить порядок, в котором организация связи может пользоваться общим имуществом дома. Они могут изменить порядок, уже сложившийся и отраженный в договоре на оказание возмездных услуг по предоставлению доступа к сети Интернет. Собственники также имеют право вынести решение о запрете конкретному оператору связи (или всем операторам связи) размещать принадлежащее ему (им) оборудование в доме. Только собственники вправе устанавливать плату за пользование общим имуществом в многоквартирном доме.

Поэтому, если есть решение общего собрания собственников, принятое двумя третями голосов и прописанное в договоре, что за размещение сетей взимается арендная плата, то провайдер обязан выполнять это условие. Если такого решения нет, то управляющая организация не должна препятствовать провайдеру в предоставлении гражданам услуг связи. При этом в любом случае управляющая организация и ТСЖ вправе предъявлять оператору требования, относящиеся к работам по организации доступа в многоквартирный дом, с целью обеспечить соблюдение характеристик надежности и безопасности дома.  Действительно, необходимо исключить такие случаи, когда после прокладки кабеля начинает протекать крыша или появляются новые отверстия в стенах и плитах-перекрытиях дома.

Бывают случаи, когда стороны (собственники, принявшие решение на общем собрании, и провайдер) не могут договориться об условиях аренды, прежде всего, о цене. В этом случае договор не заключается, в результате собственники не получают никакую плату, не могут пользоваться услугами провайдера, а провайдер теряет право размещать оборудование в доме, то есть должен его демонтировать. Однако, когда в доме есть активный собственник-потребитель, заинтересованный в услугах провайдера, то он может убедить соседей в необходимости пойти на уступки и понизить цену аренды. В любом случае важно соблюдать баланс интересов собственников  и провайдеров.

Данная позиция Общественного совета Госжилинспекции Удмуртии подтверждается Информационным письмом Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2015 г. № ИА/26126/15 «Об оценке обстоятельств, связанных с доступом операторов связи в многоквартирные дома».

Делать ли председателям советов домов взносы в Пенсионный фонд?

Порядок выплаты вознаграждений председателям советов многоквартирных домов также стал предметом для обсуждения на заседании. Следует отметить, что в Удмуртии советы созданы в 80% многоквартирных домов. Причем в городе Ижевске более чем 80% председателей и членов советов домов получают вознаграждение от собственников за свою деятельность. Обычно это и так символическая сумма, которая не привлекает большого количества желающих представлять интересы собственников в доме, поэтому любые дополнительные отчисления с нее вызывают вопросы председателей советов. Например, нужно ли делать взносы в Пенсионный фонд.

Участники заседания пришли к мнению, что председатели советов домов не должны платить взносы в Пенсионный фонд со своих вознаграждений. Для этого нет законных оснований – жилищные активисты выполняют общественные функции на основании решения общего собрания собственников помещений, их публичная функция не входит в сферы гражданско-правовых и трудовых отношений российского законодательства.

В случае необходимости оплаты страховых взносов возникает несколько проблем: во-первых, денежные средства, собираемые собственниками на вознаграждение, до совета дома доходят не в полном объеме, во-вторых, пенсионеры — председатели советов домов, утрачивают право на индексацию своей пенсии, в-третьих, председатели советов домов — одиноко проживающие пенсионеры, достигшие 70-летнего и 80-летнего возраста, — потеряют право на получение льготы по взносу на капитальный ремонт.

В целях достижения единообразия практики было решено обратиться в Минстрой России, а затем, — если практика сложится не в пользу советов домов, — в Госсовет УР с предложением внести в Госдуму РФ законопроект, в котором будет обосновываться то, что с вознаграждений отчисления в Пенсионный фонд делаться не должны.

Как определить перечень работ и услуг по содержанию многоквартирного дома?

На заседании поднимался вопрос о минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Дело в том, что в настоящее время существует противоречие между двумя документами. Постановление Госстроя РФ №170 определяет периодичность проведения работ и услуг. Однако в постановлении Правительства РФ №290 говорится, что периодичность устанавливается в договоре по согласованию между собственниками и управляющей организацией. Также в обоих постановлениях содержатся немного разные перечни работ и услуг. После обсуждения была выработана рекомендация управляющим организациям и ТСЖ руководствоваться минимальным перечнем работ из постановления №290 и обязательно определять периодичность работ в договоре управления с УК или в смете ТСЖ. Такие же правила должны работать в отношении лиц, предоставляющих услуги собственникам при непосредственном управлении.

Также на заседании было решено, что в помощь собственникам помещений в многоквартирных домах будет издано методическое пособие о порядке организации и проведения капитального ремонта общего имущества.  Выходящие в последние годы учебные пособия в сфере ЖКХ неизменно пользуются большим успехом среди жилищных активистов, что доказывает их необходимость.

Справочно:

В заседании Общественного совета Госжилинспекции УР участвовали:

1. Шесть из семи членов, обладающих правом голоса для принятия решений:

Председатель Общественного совета Госжилинспекции УР:

Тимур Ахметвалеев –  руководитель лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в Удмуртской Республике. Секретарь Общественного совета Госжилинспекции УР:

Иван Козлов – председатель Товарищества собственников жилья «Советская, 21а», руководитель Штаба ЖКХ при ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова». Члены Общественного совета Госжилинспекции УР:

Александр Евсеев – председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики».

Виктор Кривоносов – председатель правления Ассоциации товариществ собственников жилья и советов многоквартирных домов Удмуртской Республики.

Наталья Тарануха – доктор экономических наук, профессор кафедры «Промышленное и гражданское строительство», декан факультета послевузовского и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова».

Александр Шерминский – председатель товарищества собственников жилья «Кирова, 107», председатель Комиссии Общественной палаты Удмуртской Республики по ЖКХ и развитию социальной инфраструктуры.

2. Приглашенные:

Тимофей Клабуков и Михаил Назаров – председатель и заместитель председателя Удмуртского регионального отделения политической партии «Яблоко»;

Максим Казаков, Ильдар Альмухаметов, Евгения Дудырева – эксперты-юристы, работающие в управляющих организациях;

3. Представители Госжилинспекции УР:

Марат Исмагилов – начальник Госжилинспекции УР – Главный государственный жилищный инспектор Удмуртской Республики;

Ренат Зиганшин – первый заместитель начальника Госжилинспекции УР;

- Светлана Малей – заместитель начальника Госжилинспекции УР;

- Ирина Пушина – начальник отдела Госжилинспекции УР.