На собрании, приуроченном ко Всемирному дню защиты прав потребителей, жилищные активисты Удмуртии имели возможность задать вопросы экспертам из Управления Роспотребнадзора по УР и Госжилинспекции УР

общение с активистами«Собрание 16 марта прошло с аншлагом, в зале не осталось свободных мест – это показатель того, что у жителей растет интерес к защите своих прав и к самостоятельному подходу к решению общедомовых жилищно-коммунальных проблем, – рассказал Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». Он отметил возросший уровень грамотности вопросов – это говорит о том, что Федеральный проект «Школа грамотного потребителя» не зря работает в Удмуртии. В Школе обучились уже большинство членов Объединения советов домов УР.

Начальник Госжилинспекции УР Марат Исмагилов рассказал на собрании о взаимоотношениях потребителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций – исполнителей коммунальных услуг. (Подробнее об этом – в следующем релизе).

Татьяна Камашева, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора УР, выступила с разъяснениями полномочий своего ведомства в сфере ЖКХ. В отношении управляющих организаций это проведение проверок и привлечение к административной ответственности тех, кто допустил нарушения прав потребителей на получение информации о жилищно-коммунальных услугах и их безопасности.

Подробнее она остановилась на договоре управления многоквартирным домом (ч.3. ст. 162). Управляющие организации допускают такое нарушение, как отсутствие в нем такой необходимой информации, как: состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление, перечни работ и коммунальных услуг, которые будут оказываться, порядок определения их стоимости, осуществление контроля и др. Согласно п. 19 и п.31 (п) Правил предоставления коммунальных услуг №354, управляющие компании, оказывающие коммунальные услуги, обязаны печатать эту информацию не только в договоре управления МКД, но и размещать на стендах в каждом подъезде дома и в помещении исполнителя услуг.

Если в договоры управления включены условия, ущемляющие права потребителя, Татьяна Камашева порекомендовала обращаться в Управление Роспотребнадзора с просьбой провести проверку. Если договор заключен в течение года, то возможно будет привлечь компанию-нарушителя к административной ответственности, согласно Закону о защите прав потребителей. Если же договор заключен раньше, чем год назад, то отменить нежелательные условия можно на общем собрании собственников помещений, на котором на голосование следует вынести вопрос о принятии нового договора или дополнения к нему, условия которого должны быть заранее согласованы с управляющей организацией.

Для справки

По статистике Управления Роспотребнадзора по УР, в прошлом году было присуждено в пользу потребителей более 29 тысяч рублей, в том числе 8 700 – как компенсация морального вреда. Сумма штрафов на «ЭнергосбыТ Плюс» по 15-ти вынесенным постановлениям (статьи 14.7 и 14.8 Жилищного кодекса РФ) составила 57 тысяч рублей. На ОАО «УКС» было наложено штрафов на сумму 95 тысяч рублей по 6-ти постановлениям (статьи 6.3. и 6.5 – «санитарное законодательство»,  14.7 и 14.8 – «законодательство о защите прав потребителей»).

В ответе на вопрос об основаниях для перерасчета платы за коммунальные услуги Татьяна Камашева пояснила, что такие основания перечислены в Правилах предоставления коммунальных услуг №354. Например, предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и др. Основание для проведения перерасчета должно быть указано в платежном документе, отсутствие в платежке этой информации – тоже нарушение.

Многих присутствовавших интересовало, какие нарушения качества предоставления коммунальных услуг может проверить Роспотребнадзор. Татьяна Камашева сослалась на Правила предоставлениях коммунальных услуг №354, в которых предусмотрены критерии качества коммунальных услуг (Приложение №1 к Правилам). «В полномочия Роспотребнадзора входит проверка предоставляемых услуг санитарным правилам и нормам. Чаще всего это проверки качества холодной и горячей воды на наличие лишних примесей и веществ, концентрация которых в водопроводной воде не должна превышать нормы, установленные в законодательстве. Проверки на наличие допустимых перерывов в предоставлении коммунальных услуг, иные показатели качества коммунальных услуг – это полномочия органов госжилнадзора», — сказала она.

Участники собрания задавали также вопросы о сроках доставки платежных документов по предоставлению коммунальных услуг и многие другие, и получили квалифицированные ответы. Общение продолжилось после собрания, когда жилищные активисты смогли задать представителям Госжилинспекции УР и Роспотребнадзора по УР вопросы, касающиеся конкретной ситуации в их домах.

Горячая линия Управления Роспотребнадзора по УР: 66-16-16.  Общественная приемная работает по четвергам с 14-00 до 17-00 по адресу: Ижевск, ул.Ленина, 106.  Горячая линия Объединения советов домов УР: 97-07-93.