Интервью на телеканале ОТР: опыт реализации «ШГП» в Хабаровском крае

ваапвапвпвпвПавел Давыдов, ведущий: Сфера жилищного и коммунального хозяйства на сегодняшний день остается одной из самых резонансных и проблемных на всей территории России. Как рассчитываются коммунальные платежи, кому идут деньги и как контролировать этот вопрос, по какому принципу высчитываются взносы на капитальный ремонт дома и как собственники могут повлиять на получение лицензии управляющей компании? Вопросов много, ответов мало. Попробуем прояснить их на примере Хабаровского края.

Что происходит в сфере ЖКХ Хабаровского края – в студии «Большой страны» депутат Законодательной Думы Хабаровского края, председатель постоянного комитета по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Борис Гладких.

Борис, здравствуйте.

Борис Гладких: Здравствуйте.

Павел Давыдов, ведущий: Сегодня с Вашей помощью мы хотим оказаться в «Школе собственника» — так назвали тему нашей беседы. Тем более, что Вы являетесь координатором двух федеральных проектов, которые называются «Управдом» и «Школа грамотного потребителя». Как Вы оцениваете уровень грамотности населения в вопросах ЖКХ? Конечно, мы говорим про местных жителей.

Борис Гладких: Действительно, это актуальный вопрос для сегодняшнего времени. Когда мы начали проводить мероприятия для населения, я придумал фразу «Чем грамотнее потребитель – тем лучше работает исполнитель».

Мы начали обучать население для того, чтобы дать не только знания в конкретной определенной ситуации, но и возможность собственникам работать с управляющими организациями, либо самим создавать ТСЖ.

Впоследствии, мы вышли с районов на уровень муниципальных образований субъекта. До начала депутатской деятельности, мы зашли в другие регионы. Мы – это я и мои эксперты. И в Приморском крае определенным образом «заразили» управляющие организации, и на территории Сахалинской, Магаданской областей.

Павел Давыдов, ведущий: То есть такой положительный опыт.

Борис Гладких: Да. И в Амурской области были. Причем некоторые управляющие организации готовы сами создавать эти условия, помогать нам, так как они действительно видят эффект.

Эффект заключается в следующем: если потребитель грамотный, он совершенно по-другому с Вами разговаривает. Когда потребитель не владеет той или иной информацией, ему сложнее воспринимать ситуацию. Там, где он не может решить проблему нормально, цивилизованно, он переходит на крик и эмоции.

Мы пошли дальше – «зашли» в школы, в ВУЗы с разъяснениями, что такое общее имущество, квитанция, за что платят родители, следует ли после этого нашим школьникам портить стены в подъезде…

Павел Давыдов, ведущий: …И кто за этот платит. Из собственного кармана ведь.

Борис Гладких: Конечно. Буквально недавно мы провели урок по энергосбережению в школе в рамках Всероссийской акции, к которой мы подключились.

Естественно, когда мы включились в работу партийного проекта «Школа грамотного потребителя», мы уже под определенным «флагом» начали распространять эту идею среди молодежи. Сейчас к нам подключилась «Молодая Гвардия», молодежные палаты муниципальных образований, Хабаровска в частности, а также молодежная палата при Законодательной Думе Хабаровского края. Мы рассчитываем, что определенный базис мы им дадим — с набором знаний группы молодых специалистов пойдут в массы, давая информацию на начальном этапе. Впоследствии, из таких людей может получиться кадровый резерв.

Павел Давыдов, ведущий: Борис, позвольте, я уточню, каким образованием необходимо обладать местным жителям для того, чтобы разобраться в сложных вопросах устройства ЖКХ?

Борис Гладких: Нам часто задают подобные вопросы, говоря: «Мы не являемся специалистами строительной отрасли или специалистами в вопросах права, как мы можем контролировать управляющую организацию?»

В первую очередь, также как мы контролируем ремонт в своей квартире, к примеру. Мы хотя бы визуально можем определить, качественно он выполнен или нет. То же в вопросах работы с управляющими организациями. Мы ставим цели, задачи. Даже минимальный визуальный контроль, без определенных знаний, создает условия, в которых управляющая организация работает более напряженно, а значит, отдает отчет в своих действиях. Если копнуть немножко глубже и перейти к договору управления, можно поставить задачи, которые видятся Вам. В дальнейшем специалисты управляющей организации смогут сказать Вам, находится ли это в рамках правового поля или нет.

Естественно, если Вы сомневаетесь, можно обратиться к специалистам, которые ведут работу в регионе по линии «Школы грамотного потребителя», задать свои вопросы. Вам помогут специалисты со стороны и совершенно бесплатно — у нас так принято. В последующем, Вы сможете составить такой договор с управляющей организацией, который будет соответствовать максимальной планке Ваших ожиданий и не позволит управляющей организации «играть в одни ворота».

Павел Давыдов, ведущий: В Хабаровском крае больше управляющих компаний или представителей ТСЖ?

Борис Гладких: Статистика такова, что большая часть многоквартирных домов управляется управляющими организациями. Причин тому много.

В первую очередь, ТСЖ – это более организованный собственник. Как правило, многоквартирные дома относительно новые, сравнительно недавно построены.

Управляющая организация – это вариант, когда собственники не хотят вести самостоятельно ту или иную деятельность в многоквартирном доме, либо нет человека, который стал бы управляющим ТСЖ, председателем ТСЖ, нет актива, граждане пассивны.

Мы говорим собственникам, что необходимо обучение, и основной элемент знаний готовы им дать. Люди часто приходят с какими-либо вопросами, получив ответы на которые уходят, мы их больше никогда не встречаем.

Второй этап – это обучение для более подготовленных специалистов: председателей Совета дома, председателей ТСЖ, управляющих. Им даются более развернутые знания в несколько этапов, как правило, за 2-3 занятия. Если регулярно меняется законодательство, как это происходило в 2015 году, мы делаем повторы, издаем методические указания.

Павел Давыдов, ведущий: Одним словом, если человек хочет получить знания – он их получит, даже не выезжая из края.

Борис Гладких: Конечно, сегодня все для этого имеется. На федеральном уровне создан сайт проектшгп.рф. Минстрой поддержал такой проект, как «Азбука собственника». Мы в своем регионе совместно с региональным отделением партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выпустили уже третье методическое издание, которое распространяется в электронном виде.

Павел Давыдов, ведущий: Понятно, что с образованием все хорошо. В одном из интервью год назад Вы сказали, что проблемы в сфере ЖКХ являются одними из самых острых в Хабаровском крае. Что-то изменилось за это время?

Борис Гладких: Как и везде – проблемы ЖКХ стоят на первом месте. Наиболее острые потому, что мы судим по статистике обращений: и в представительных органах власти, и в исполнительных органах власти это, как правило, 60%. Аналогичная статистика (чуть больше или меньше) и на федеральном уровне, в том числе в федеральных органах власти.

Второй проект, «Управдом», больше направлен на председателей ТСЖ, руководство и специалистов управляющих организаций, ведь им тоже не хватает знаний, иногда они живут в своей «скорлупе», отстают от современных реалий жизни и где-то даже себе в ущерб.

Павел Давыдов, ведущий: Какие именно проблемы в сфере ЖКХ Вы для себя выделяете и выносите на первый план?

Борис Гладких: В первую очередь, малоактивный собственник — это основное.

Во-вторых, работа управляющих организаций и их взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Условно говоря, сегодня управляющая организация должна купить ресурс за 100 рублей и продать его за 100 рублей собственнику, при этом получить от него 100 рублей и вернуть деньги в ресурсоснабжающую организацию. Недостающие средства ресурсоснабжающая организация может взыскать с управляющей организации по суду. Денежные средства, ту самую недоимку, вычтут из средств за содержание и ремонт, при этом управляющая организация должна самостоятельно разбираться с теми, кто не платит. А ведь некоторые собственники не платят годами, взыскать с них достаточно сложно. Это тоже является проблемным вопросом.

Третье, это износ жилищного фонда.

Павел Давыдов, ведущий: Кстати, в каком процентном соотношении в крае присутствует ветхое, аварийное и новое жилье? Чтобы был понятен этот баланс.

Борис Гладких: Если говорить на примере г. Хабаровска, сегодня на 4800 многоквартирных домов приходится порядка 900 многоквартирных домов с износом свыше 70%, в том числе и аварийные многоквартирные дома. Если говорить про территорию субъекта, то соотношение 20/80, где-то даже больше.

Проблема в том, что сегодня орган местного самоуправления, признав многоквартирный дом аварийным, должен его расселить в течение трех месяцев. Где брать средства – не понятно. Естественно, орган местного самоуправления, всячески пытаясь остановить процесс, сопротивляется и не признает многоквартирные дома аварийными. Где-то эти процессы длятся годами. Тем не менее, выход у них только один: пытаться оттягивать решение вопроса, поскольку за добровольным признанием дома аварийным последует очередь из таких же собственников, поскольку признание одного из домов аварийным, повлечет за собой признание и всех остальных.

Павел Давыдов, ведущий: Позвольте, уточню еще один момент. В ряде регионов России провалилась федеральная программа по расселению ветхого и аварийного жилья. Про Хабаровск можно то же самое сказать?

Борис Гладких: Провалилась, наверное, по вине тех, кто являлся ее исполнителем. У нас нет таких показателей. Все, что было предусмотрено программами, мы реализовывали. Да, были отдельные моменты, которые говорили о том, что где-то не вовремя было сдано жилье.  Однако на сегодняшний день практически все вопросы закрыты.

Павел Давыдов, ведущий: Несмотря на то, что было недофинансирование по этой программе? В 2014 году, по-моему, 11 млрд рублей недополучили регионы России.

Борис Гладких: Основной критерий – выполнено или не выполнено. Если средства были получены, а жилье в результате не построено – значит не выполнено.

Если сегодня оценивать ситуацию в целом по территории Российской Федерации,  то нам на ликвидацию аварийного жилья необходима сумма средств, превышающая существующие показатели не менее, чем в 10 раз. Таких средств нет ни в бюджете субъектов, ни в бюджете Российской Федерации, чтобы направить их отдельно на эти цели. Поэтому потихоньку, поэтапно процесс движется.

Помощь в данном вопросе оказывает программа капитального ремонта многоквартирных домов. Вы наверняка знаете, что на федеральном уровне программа поддержка, процесс запущен. В последствие регионы уже самостоятельно начали работу.

Павел Давыдов, ведущий: И здесь возмутились собственники, на плечи которых переложили заботу о жилье. То есть они, фактически, из своего кармана сегодня оплачивают капитальный ремонт.

Борис Гладких: Я не вижу повода для возмущения. Жилье – Ваше. Возьмем, к примеру, частный многоквартирный дом как индивидуальное строение. Собственник его построил, он в нем живет, сам планирует расходы, думает, каким образом его ремонтировать.

Павел Давыдов, ведущий: Но не все категории граждан могут себе это позволить.

Борис Гладких: Расходные обязательства, которые сегодня несут собственники — это те вещи, которые, впоследствии, в сознании потребителя приобретут нормальное восприятие. Точно так же, как платные парковки. Сегодня мы возмущаемся, а будущее поколение будет воспринимать это как данность.

Понятно, что имеются отдельные категории граждан, в сознании которых это никогда не приживется. К ним относятся, в том числе, малообеспеченные граждане. Однако государство и субъекты проводят в этом плане работу. Нужно сказать, что по отдельным категориям граждан уже существует поддержка на территории субъектов, она оказывается малоимущим, ветеранам. Кроме того, на уровне федерации многими субъектами поддержана идея того, чтобы собственники старше 80 лет были освобождены от платы за капремонт в случае, если это неработающие и одиноко проживающие пенсионеры. Льготная категория граждан появляется в таких отношениях. Тем, кто старше 70 лет, не работающим и одиноко проживающим – 50%, а также инвалидам I и II групп. Если обобщить, то количество граждан, которые смогут воспользоваться в течение 2016 года данными льготами, в России может составить до 10 млн. человек.

Павел Давыдов, ведущий: Борис, какие основные проблемы в сфере ЖКХ края требуют новых законодательных инициатив? Что сегодня необходимо принять на этом уровне, чтобы завтра все проблемы, о которых мы сегодня говорим, ушли на второй план?

Борис Гладких: Безусловно, надо продолжать вести работу по переводу ресурсоснабжающих организаций и потребителя на прямые отношения. Либо, обеспечивать плату исполнителям в случае, если им является управляющая организация.

Второй момент: нет урегулированности отношений в части учета ресурсов в многоквартирном доме. Нам необходимо скорейшим образом прийти к этому, чтобы все собственники обеспечили учет, а тем, кто не может этого сделать, помочь, имея на то основания и средства.

Нужно навести порядок в сознании людей, в том числе по программе капитального ремонта. Необходимы уточнения в части того, что программа не должна в обязательном порядке обеспечивать ремонт тех домов, которые сегодня не могут отдать эти средства. У нас существуют многоквартирные дома, которые в состоянии себя обеспечить, в течение 5-6 или даже 10 лет обеспечивается возвратность средств. А имеются дома, и у нас, и в других регионах, которые включены в программу, но никогда не отдадут эти средства.

В Жилищном Кодексе существует норма, согласно которой субъект должен составлять реестр домов, исключенных в дальнейшем из программы, а также определять мероприятия по ним – снос или реконструкция, однако средств на это нет.

Главным образом, собственник должен понять – это рыночные отношения и без его участия ничего не получится в работе с управляющей организацией. Думаю, что ориентир нужно направить на то, чтобы современное поколение, в том числе, могло получать информацию через средства массовой информации, через Интернет на постоянной основе.

Павел Давыдов, ведущий: Кстати, через Интернет поступили вопросы к Вам. Позвольте, я их задам. Они поступили на электронный адрес нашей программы. Вопрос от нашего телезрителя Сергея: «Что делается для повышения уровня квалификации работников в сфере ЖКХ и их уважительного отношения к простым гражданам?»

Борис Гладких: Дело в том, что уже приняты стандарты, в части которых существуют определенные требования, в том числе к квалификации работников сфере управления многоквартирными домами. Ранее действовали требования к квалификации таких работников, однако стандарты больше упорядочивают данный процесс, стандартизируют трудовые отношения в управляющих организациях.

Павел Давыдов, ведущий: С обучением все понятно, Борис, а что делать с уважительным отношением к простым гражданам? Мы ведь знаем, когда приходим в управляющую компанию, как иногда с нами там разговаривают.

Борис Гладких: Надо понимать, с кем разговаривает гражданин. Задача диспетчера – взять информацию, записать ее и положить трубку. Не нужно ей объяснить, что у Вас есть какие-то личные проблемы, сетовать на политическую обстановку в стране, при этом ждать от нее понимания. Это – диспетчер. Все контакты нужно проводить с уполномоченными на то специалистами – это либо инженер по жалобам, либо главный инженер, либо руководитель. Естественно, необходимо уточнять, какой специалист с Вами работает, уполномочен ли он отвечать на вопросы населения.

Павел Давыдов, ведущий: Кстати, как раз Светлана из Саратова уточняет: «Куда можно обращаться жителям разных регионов, которые столкнулись с проблемами в сфере ЖКХ, но не могут добиться их решения на муниципальном уровне?»

Борис Гладких: В первую очередь, в Государственный жилищный надзор на территории субъекта. В некоторых регионах осталось прежнее название – Государственная жилищная инспекция, но в остальных – это Госжилнадзор, который уполномочен проводить проверки в отношении управляющих организаций. В соответствии со ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрены соответствующие штрафы, как на должностное лицо, так и на юридическое лицо. На должностное лицо – до 100 тысяч рублей вплоть до дисквалификации на 3 года, на юридическое лицо – до 300 тысяч рублей. Поверьте, это достаточно серьезные штрафы в части исполнения условий договора управления и исполнения правил содержания общего имущества. Все это в рамках ст. 161, 162 Жилищного Кодекса РФ.

Павел Давыдов, ведущий: Последний вопрос от Екатерины из Воронежа: «Сегодня много говорится об усилении общественного контроля в сфере ЖКХ. На примере г. Хабаровска Вы могли бы прояснить, как ведется такой контроль?»

Борис Гладких: Буквально недавно мы приняли закон об общественном контроле в субъекте. К слову сказать, другие субъекты могут поступить аналогично либо наверняка уже поступили. В рамках этого закона предусмотрена возможность общественным структурам действовать в целях общественного контроля, проверять те или иные организации. Но главное понимать, что не нужно перегибать палку, ведь собственник может чего-то не понимать, а значит общественник, в первую очередь, должен разобраться.

Когда общественник заходит в управляющую организацию с криком «Ну-ка быстро, я тут именем народа сейчас буду Вас проверять!», естественно никакого результата не будет. Общественность, главным образом, должна идти в контакте и с органами власти, и с потребителем,  и цивилизованно общаться с исполнителями.

Павел Давыдов, ведущий: То есть подходить к этому вопросу сбалансировано.

Борис Гладких: Да. У нас есть общественный совет при Главном контрольном управлении, куда входят представители «ЖКХ Контроль». Они также входят в общественный совет при Министерстве ЖКХ, находятся «на гребне волны», пользуются всей информацией, поэтому никаким образом не ограничены. Всем управляющим организациям в регионе было сказано, что с общественностью нужно работать. А условия, когда общественность чего-то не понимает, можно подкорректировать, в том числе через образование.

Павел Давыдов, ведущий: Борис, большое Вам спасибо за эту консультацию, а точнее даже урок, который Вы провели сегодня для меня и для наших телезрителей. Мы побывали в «Школе собственника». Желаю Вам новых слушателей, новых учителей, ведь это очень важно, потому что эта школа несет важную функцию – повышение грамотности населения в вопросах ЖКХ.

Борис Гладких: Спасибо. До встречи.