По инициативе окружной общественной палаты 1 июля 2015 года создана ассоциация «ЖКХ Контроль Югры»

HjWGa3err8sПо инициативе окружной общественной палаты 1 июля 2015 года создана ассоциация «ЖКХ Контроль Югры». Полное наименование некоммерческой организации – «Региональный центр общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства Югры». Руководитель центра Олег Шиян, эксперт общественной палаты по вопросам ЖКХ, ответил на вопросы корреспондента «Новостей Югры».

– Зачем нужен еще и общественный контроль, когда есть немало государственных структур, выполняющих контрольные функции?

– Контроль нужен, поскольку сила общественного мнения велика. Ставится цель: повысить качество жизни граждан. Понятие это многогранное и включает в себя повышение качества управления многоквартирными домами, коммунальных ресурсов, капитального ремонта, обоснованность тарифов и нормативов на услуги ЖКХ, а также правовое просвещение граждан.

По сути, общественный контроль – это разветвленная сеть, состоящая из общественных организаций и объединений, советов многоквартирных домов, региональных центров и национального объединения «ЖКХ Контроль». И каждый на своем месте вносит значительный вклад в общее дело.

В течение первого полугодия решался важный вопрос общественного контроля – лицензирование управляющих организаций. Я вхожу в состав окружной лицензионной комиссии и участвую во всех ее заседаниях, поэтому могу с полным основанием заявить, что комиссия принимала решения объективно, всесторонне и без нарушения законодательства. Заседания комиссии транслируются в онлайн-​режиме.

Не стоит забывать, что лицензия – это всего лишь документ, предоставляющий право осуществлять определенный вид деятельности, она не освобождает лицензиата от соблюдения требований норм законодательства. Работа по лицензионному контролю только началась. У государства нет цели исключить из рынка услуг все управляющие организации. Наша общая задача – улучшить качество их работы, так что без помощи граждан здесь не обойтись.

– На федеральных каналах все чаще появляются сюжеты о том, с какими недоработками порой приходится сталкиваться жителям, чьи дома попали в программу капитального ремонта. Какова может быть роль общественности в искоренении подобных фактов?

– Общественные советы многоквартирных домов участвуют в деятельности комиссий по приемке работ после капитального ремонта, и практика подтверждает, что это очень эффективная мера контроля за качеством работ. Не секрет, что вопросов возникало очень много: по качеству и видам работ, по организации процесса и, конечно же, по стоимости. В большинстве случаев обращения граждан были абсолютно обоснованными, поэтому подрядные организации в кратчайшие сроки устраняли недостатки. Кстати, оплата производится только после подписания акта приемки работ общественниками и собственниками домов.

Но нельзя не сказать и о другом: более эффективной работе Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов мешают огромные неплатежи, причина которых не столько в низкой платежеспособности граждан, сколько в неприятии определенной частью населения самой идеи оплачивать кап​ ремонт из кармана собственника. Так рассуждают те, кто живут в многоквартирных домах. Владельцы частных домов делают ремонт за свой счет, им и в голову не приходит требовать на это деньги от государства. Так какая разница, ведь и те и другие – собственники? Только одни осознают, что они собственники, а другие нет.

Лучшая агитация за капитальный ремонт – это выполненная на высоком уровне работа, как, например, это произошло в поселке Унъюган Октябрьского района. Здесь, благодаря добросовестному отношению к своим обязанностям компании «Лидер», у граждан сформировалось положительное отношение к капремонту, они понимают, за что платят. Там, где происходит сбой в работе подрядчика или в самой системе капремонта, у граждан формируется негативное отношение, а это отрицательно влияет на сбор платежей. На мой взгляд, необходимо более широко освещать положительный опыт подрядных организаций, показывать результаты деятельности общественных советов.

– Посоветуйте, куда следует обращаться, если нарушены права граждан на получение качественных жилищно​-коммунальных услуг?

– Прежде всего, в уполномоченные органы: Жилстройнадзор Югры, Роспотребнадзор, отделы муниципального контроля, прокуратуру, суд. При этом общественные советы по вопросам ЖКХ в муниципальных образованиях окажут содействие гражданам: помогут разобраться в хитросплетениях законодательства в сфере ЖКХ, написать заявление, укажут, какую доказательную базу необходимо собрать. Кроме того, общие и индивидуальные проблемы граждан обычно озвучивают на совещаниях различного уровня с целью поиска путей их решения, ведь количество нормативно-​правовых актов в данной сфере велико, и несведущему гражданину разобраться в них довольно сложно.

– Сегодня много говорят о необходимости повышения уровня грамотности населения. Что для этого делается в нашем округе?

– Делается немало. Государственные и муниципальные органы, управляющие и ресурсоснабжающие организации, общественные и некоммерческие объединения распространяют необходимую информацию в СМИ, проводят встречи с гражданами и их консультирование, решают конкретные вопросы. Но если сам гражданин не желает повышать свой уровень, участвовать в управлении своим домом, то ничего не изменится.

Ответы на многие вопросы можно также получить на сайтах муниципалитетов, органов государственной власти субъекта, окружном сайте «Твой портал для жизни» (86gkh.ru), сайте общероссийского проекта «Школа грамотного потребителя» (проектшгп.рф), 
на сайте Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-​коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» (gkhkontrol.ru) и многих других официальных источниках.

Буквально на днях «ЖКХ Контроль» запустил проект «Всероссийский диктант ЖКХ» (diktant.gkhkontrol.ru), где каждый желающий может проверить свои знания в сфере ЖКХ. Это первая подобная образовательная акция в России, призванная привлечь внимание к проблемам в сфере жилищно-​коммунального хозяйства. Суть акции – добровольное бесплатное дистанционное тестирование для всех желающих. Ее цель – содействовать популяризации знаний в сфере жилищно-​коммунального хозяйства, повышению грамотности потребителей жилищно​-коммунальных услуг. Так что предлагаю жителям Югры попробовать свои силы на экзамене ЖКХ, кстати, очень важном для каждого из нас.

Редакция газеты «Сургутская трибуна» запустила новый информационно-просветительский проект «КоммунАльная от А до Я».

Проектом запланирован пять встреч. На них сургутяне смогут задать все интересующие их вопросы экспертам сферы ЖКХ.

Первые два семинара уже состоялись

На первой встрече о взносах на капитальный ремонт, создании спецсчетов, контроле за ходом исполнения работ жителям города рассказала начальник отдела организации ремонта и благоустройства жилищного фонда департамента городского хозяйства Сургута Анна Парфенова. А о том, на что можно потратить накопленные на спецсчетах или переведенные в Югорский фонда капремонта средства, собственникам квартир поведали специалисты отдела надзора за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ Службы жилищного и строительного надхора автономного округа.

Вторая встреча была посвящена теме «Общедомовое имущество как возможность получения дохода жильцами»