В Нижневартовске состоялся круглый стол «ЖКХ — время действовать!»

HjWGa3err8sВ Нижневартовске в зале заседаний ученого совета НВГУ в рамках федерального Партийного проекта «Школа грамотного потребителя» состоялся круглый стол «ЖКХ – время действовать!». В заседании приняли участие руководители и специалисты управляющих и ресурсоснабжающих компаний, предприятий сферы ЖКХ, председатели советов многоквартирных домов города, представители органов жилищного контроля, депутаты Думы города Нижневартовска фракции «Единая Россия». Модератором круглого стола выступил Анатолий Лисин.

Цель: провести обсуждение инициатив президиума генерального совета ВПП «Единая Россия» в сфере ЖКХ и сформировать по данным инициативам позицию, замечания и предложения профессионального экспертного сообщества города Нижневартовска для направления в Центральный исполнительный комитет Партии.

Формат круглого стола предполагал два направления:

  1. Обсуждение принятых законодательных решений из призмы возможных последствий для сферы ЖКХ на местном уровне.
  2. Формирование экспертной позиции и мнений по инициативам президиума генерального совета ВПП «Единая Россия», рассмотрение вопроса о целесообразности их реализации и внедрения, а также обозначения собственных предложений по указанным темам.

Результатом обсуждения по первому направлению стали следующие тезисы участников круглого стола (законодательная норма – комментарий участников):

  • Исключение из состава платы за коммунальные услуги затрат
    на общедомовые нужды и включение указанных затрат в состав платы
    за содержание общего имущества многоквартирного дома; - Позитивное решение, которое будет положительно воспринято гражданами, так как платежные извещения будут более понятны.
  • Упрощение порядка инициирования, организации и проведения общих собраний собственников помещений многоквартирного дома. Приравнивание протокола общего собрания жильцов к официальному документу, за фальсификацию которого предусмотрена уголовная ответственность;

- Позитивное решение. Упрощение порядка проведения собраний собственников позволит более эффективно принимать важные решения. Уголовная ответственность за фальсификацию протоколов позволит повысить ответственность субъектов управления в сфере ЖКХ. 

  • Расширение полномочий советов домов, а также предоставление собственникам возможности установления вознаграждения председателю совета многоквартирного дома; - По вопросу установления вознаграждения председателю участники круглого стола выразили озабоченность отсутствием понятного порядка и механизма реализации этой инициативы в случае взаимодействия председателя совета МКД с управляющей компанией: за чей счет будет осуществляться вознаграждение? каким образом эти взаимоотношения могут быть юридически оформлены? каким образом будет осуществляться налогообложение? В случае управления МКД в форме ТСЖ эти вопросы не возникают.
  • Введение штрафов в пользу потребителей со стороны
    управляющих и ресурсоснабжающих организаций за некачественные
    коммунальные услуги;

- Инициатива положительная, но возникают традиционные вопросы об ее внедрении: каков порядок установления штрафов в пользу потребителя? Каким образом и на основании чего штраф будет выплачиваться? При оказании некачественных услуг потребитель вправе возместить стоимость некачественных услуг, а штрафы планируются сверх этого возмещения и в каком размере?

  • Введение пятилетнего льготного периода оплаты взносов на капитальный ремонт для домов-новостроек. – Участники круглого стола высказали мнение, что данную инициативу следует доработать. Участниками в качестве решения вопроса было предложено: в связи с изношенностью жилого фонда и необходимостью осуществления масштабного капитального ремонта оставить уплату взносов на кап.ремонт без льготного периода для жителей новостроек с доходами выше среднего по экономике в регионе. Стоит учитывать социально-экономическое положение собственников и нанимателей, которые по разным причинам (ипотека, трудная жизненная ситуация, многодетные семьи и др.) находятся в сложном материальном положении – для этой категории стоит установить льготный период, либо субсидирование взносов за счет регионального, либо местного бюджета.

Результатом обсуждения по второму направлению стали следующие тезисы участников круглого стола (инициатива генерального совета Партии – комментарий участников):

  1. По проблемам осуществления капитального ремонта многоквартирных домов:
  • Запустить механизм, при котором часть средств на проведение капитальных ремонтов будет финансироваться государством, часть предоставляться
    по льготным, частично субсидируемым, кредитам. – Участники круглого стола выразили поддержку данной инициативе
  • Обеспечить сохранность денежных средств на специальных счетах, начисление на них процентов, аналогичных предлагаемым банками
    для депозитов физических лиц. – Рассмотреть возможность включения спец.счетов в систему страхования вкладов, что защитит взносы населения в случае банкротства кредитного учреждения.
  • Осуществить поддержку тех граждан, кто накапливает средства
    на специальных счетах, одновременно обеспечивая возможность проверки качества выполняемых работ. - Рассмотреть возможность сокращения срока перехода с регионального оператора на спец. счет под управлением других субъектов с 2х лет на более короткий (опыт города Москва), что даст больше возможностей самостоятельного и оперативного управления жильцами МКД средствами на кап.ремонт, и как результат повысит лояльность к системе и улучшит собираемость взносов.
  • Ввести принцип справедливости при формировании краткосрочных программ капремонта и стимулирования своевременной оплаты взносов.

Дополнительно по данному вопросу участники круглого стола высказали:

- Установить ответственность должностных лиц при проведении общественных обсуждений и при публичных высказываниях за достоверность предоставляемой гражданам информации (в связи с имеющимися случаями публичных высказываний, не соответствующих реально принятым решениям на региональном уровне). Чтобы не допустить негативного мнения жителей о региональной системе капитального ремонта и не дискредитировать ее в глазах общественности.

- Сделать систему установления региональных тарифов на взносы за кап.ремонт более открытой и прозрачной. Большое возмущение экспертного сообщества и граждан вызывает установление высокого (по словам участников «завышенного») тарифа в ХМАО-Югре (в сравнении с соседними регионами, где уровень жизни выше, тарифы установлены на порядок ниже). Осуществить широкое информирование о методике и обоснованности установленного тарифа, ответив на вопрос «Почему в регионе такой тариф?».

- Установить понятную схему софинансирования, с обозначением долей вклада собственников, вклада регионального и местного бюджетов.

  1. По вопросу отсутствия механизма переселения граждан из аварийных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года.

Президиум Генерального совета Партии считаем необходимым ускорить разработку и законодательное закрепление механизма переселения граждан из домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года. — Единогласно поддерживается участниками круглого стола. Для города Нижневартовска этот вопрос крайне актуален, так как город построен на территории болотистой местности, а близость крупнейшего нефтепромысла (закачивание водных растворов взамен добытых углеводородов) усугубляет проблему аварийного жилого фонда. 

  1. По вопросу недостаточной открытости и прозрачности работы органов государственного жилищного надзора.
  • Создать «телефонные центры» при государственных жилищных инспекциях с целью консультирования граждан об их правах и обязанностях – положительная инициатива, но повлечет дополнительные расходы.
  • Ввести постоянное рейтингование региональных государственных жилищных инспекций в зависимости от открытости, прозрачности деятельности, эффективности рассмотрения обращений граждан - При составлении рейтингов стоит предусмотреть в методике недопустимость влияние на показатель субъектов, которые были обосновано наказаны за соответствующие нарушения.
  • Установить зависимость размеров штрафов в отношении управляющих компаний со стороны органов государственного жилищного надзора
    за некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг,
    а также других административных нарушений, от площади обслуживаемых домов и количества пострадавших жителей — Участники круглого стола выступили резко против внедрения данной инициативы, по следующим причинам: 1. Это может привести к несоразмерности и не посильности установленных штрафов для компаний, результатом чего может стать банкротство компании.

Развивать муниципальный жилищный контроль.

Участники круглого стола высказали следующую проблему, на которую стоит обратить внимание органов жилищного контроля: инспекторы не признают объектом контроля нежилые помещения в жилых МКД, собственниками либо арендаторами которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, что часто приводит к регулярным нарушениям.

Дополнительно, в качестве предложения участниками было высказано следующее: стоит рассмотреть возможность сумму установленных штрафов жилищного контроля наложенных на юридическое лицо зачислять не в пользу государства и «абстрактный бюджет», а пускать на решение конкретной проблемы, которая была установлена в результате проверки, так как, уплачивая крупный штраф, у компании может не оказаться средств решить установленную проблему. Штрафом в пользу государства облагать должностных лиц.

  1. По проблемам работы с неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги
    и отсутствие мер поддержки добросовестных пользователей услуг.
  • Ввести проверку профессиональных компетенций председателей товариществ собственников жилья и сдачу ими квалификационных экзаменов
  • Обеспечить переход на прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями коммунальных услуг;

- По мнению участников круглого стола, данная инициатива не решит обозначенной проблемы, так как крупные неплатежи имеют другую причину. Это позволит лишь переложить проблему с управляющей компании на ресурсоснабжающую, кроме того это приведет к увеличению административных издержек ресурсоснабжающих компаний, что может повлечь увеличение тарифов. Реализовывать данную инициативу участники круглого стола не рекомендуют.

  • Принять исчерпывающие меры по защите прав и интересов добросовестных плательщиков за жилищно-коммунальные услуги. – так же стоит рассмотреть возможность внедрения механизмов стимулирования (поощрения) жильцов осуществляющих авансовые платежи.

 

Стоит отметить, что участники круглого стола признают данную проблему актуальной для Нижневартовска, также признают отсутствие действенного механизма решения вопроса регулярных неплатежей. Высказывались предложения внедрить (вернуть) институт общественных работ, выполняемых должником в качестве компенсации за оказанные услуги, что позволит управляющей компании возместит убытки за счет выполненной работы, хотя участники признают низкую эффективность такого метода. Еще одним предложением участников является субсидирование платежей за услуги ЖКХ жильцам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (льготные категории), однако субсидии стоит перечислять напрямую в управляющую компанию, так как выплачиваемые субсидии часто используются жильцами не по целевому назначению.